ЗОЛОТОШВЕЙНОЕ ИСКУССТВО АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ)
Золотошвейное искусство стало одним из самых лаконичных и, в то же время, богатых ремесел человечества.
Благодаря своей̆ красоте и высокому художественному уровню оно на протяжении многих веков занимало значительное место в народном декоративном искусстве адыгов и является одним из маркирующих признаков черкесской культуры, с помощью которого можно рассматривать этнополитические, экономические и культурные взаимоотношения с другими народами, а также исследовать процессы, происходившие в адыгском обществе. Будучи глубоко символичным и сакральным, оно настолько глубоко вошло в обычаи и традиции этноса, что его можно назвать наиболее характерным видом адыгского традиционного искусства.
Первые письменные упоминания о наличии у адыгов золотой вышивки датированы X в. арабским географом Абу аль Хасаном Масуди, отмечавшем в своих записках женщин касогов, носящих материю, затканную золотом. Более упоминаний о золотошвейном искусстве адыгов до XV в. уже не встречается. Далее только в XV в. итальянец Интериано упомянул знатных черкешенок, искусно вышивающих золотом.
Следует отметить, что недолговечность нитей и тканей не всегда дает возможность точно определять время возникновения и распространение золотого шитья, т.к. образцы самой древней вышивки сохраняются только несколько столетий (поэтому в музеях максимальное количество образцов вышивки относится именно к XVIII-XIX вв.). Но те же данные археологических раскопок позволяют предположить, что золотая вышивка у адыгов не прерывала свою историю с древнейших времен до наших дней.
По причине того, что вышитая золотом одежда была легче используемых в костюме пластин из драгоценного металла (серебро и золото), шитье получает широкое распространение. Однако, сложившееся расслоение населения позволило сделать золотую вышивку привилегией богатых, тем самым подчеркнув их социальный статус. Серебром и золотыми нитями расшивались их седла, одежда, веера, стрелы, а в дальнейшем вышивка перешла и на более современные предметы быта, например, футляры и подчасники. Вышитые золотом изделия так же оставались и основной частью погребальных, свадебных и детских обрядовых циклов вплоть до второй половины XIX в. C развитием товарно-денежных отношений широкое распространение начинают получать и мелкие золотошвейные изделия, основными их покупателями становились армяне и казаки. С расширением продаж упрощался орнамент, началось производство фабричных нитей, стали появляться дополнительные элементы (бисер, блестки и др.)
О качестве работ адыгских золотошвеек Ф. Торнау свидетельствовал, что «серебряные галуны их работы неподражаемы, швы никогда не рвутся, а все, изготовленное их руками отличается прекрасным вкусом и практической приспособленностью».
Условно адыгская вышивка по целевому назначению делится на несколько групп: вышивка предметов домашнего обихода; вышивка костюмов (как правило, парадных); вышивка конского убранства и принадлежностей оружия. На протяжении всей ее истории она украшала предметы женской, одежды: передние полы кафтанов, борта платья, нарукавники, околышек и донышко женской шапочки, сумочки для рукоделия, веера. В мужском же костюме она преобладала в его отделке галунами и тесьмой. Золотыми нитями вышивались седла, кисеты, мешочки для пуль, колчаны для стрел. В быту наиболее часто золотой вышивкой украшались футляры и подчасники.
Шить и вышивать умели практически в каждой семье. Но искусных мастериц золотошвейного искусства было немного. Как и у многих народов Кавказа, в состоятельных семьях умение шить золотом и серебром считалось необходимым для молодых девушек. Поэтому шитьем золотом и изготовлением басонных изделий занимались в основном женщины из знатных семей, и обучение этому искусству было обязательной частью их воспитания. Несомненно, все же, что и значительное число женщин других сословий владело этим искусством.
Умение вышивать золотом передавалось от матери к дочери, от поколения к поколению, ему обучались и у других мастеров. У каждой мастерицы есть собственный почерк. По вышивке можно было определить ее характер и настроение, а также характер того, кому предназначалась работа. Плавные линии говорят, что человек, сделавший орнамент, отличается добротой и спокойствием. Если в вышивке преобладают острые, направленные только вверх линии, то, очевидно, что характер у мастера решительный.
В течение многих столетий адыгские мастерицы использовали четыре вида техники золотого шитья: вприкреп, гладь, тканье галунов и басонных изделий. Для шитья вприкреп и гладь мастерицы использовали трафареты, в прошлые века, вырезаемые из пузыря животных, а на современном этапе – из картона и бумаги. Лицевая сторона этих работ обязательно лощилась кабаньим клыком.
Золотое шитье «вприкреп» («дыща идэ») отличается использованием трафарета только для контура узора, который заполняется на ткани шелковыми счетными нитями, а поперек их настилом выкладываются золотые или серебряные нити. В результате получается мелкий внутренний геометрический узор. Такая вышивка требует предельной точности и длительности исполнения. Отдельные элементы вышивки, так же, как и ее край (для предотвращения видимости стежков), на готовом изделии оформляется при помощи шнура в виде орнамента или галуна.
Если внимательно рассмотреть технику «вприкреп», то можно заметить, что вышивка состоит из часто и мелко переплетенной сеточки, которой приписывалась магическая сила. Издревле ткачество и прядение практически у всех народов считались священными ритуалами. Так в Нартском эпосе появление мироздания связано с образованием порядка из хаоса при помощи сети, использование образа которой у адыгов распространено и возведено в традицию (циновки, плетение из лозы, рыболовные снасти, сеточка женской шапочки, свадебные флаги, тканая тесьма и др.). Символ сети находит свое отражение в адыгских женских шапочках, под которые одевается накосник, одним из его вариантов является прямоугольная сеточка, находящая свое отражение и в обрядах (снятие покрывала с невесты так называемое «Снятие сети»). Очевидно, волосы невесты трактуются как символ плодородия, а сеть является их оберегом.
Второй вид адыгского золотого шитья – «гладь» (городская или базарная вышивка — «къэлэ идэ», «бэзэр идэ»). Гладь используется в основном при украшении женских головных уборов, нагрудников, на мелких вещах. Узор вышивается после нанесения контура непосредственно на украшаемую ткань. Трафарет в этом случае остается под вышивкой.
Третьим видом является тканье галуна на дощечках, широко распространенное на территории всего Кавказа. В национальной адыгской одежде галун используется для обшивания ее краев, выделения швов, входит в орнамент и т.д. Но наиболее часто им украшалась женская шапочка, околыш которой нередко полностью состоял из галуна, что создавало впечатление металлического литого шлема.
Четвертый вид – это плетение басонных изделий (кистей, плетеных подвесок, тесьмы, шариков, шнуров), использующиеся в вышивке в сочетании с техникой «вприкреп». Тесьма нередко плетется без станка, причем используется не только для обшивания краев изделия, но и в качестве самостоятельного элемента. Ею оплетается крупный шарик на верхушке женской шапочки, размер и форма которого определяется основой (просо или вишневая косточка). Нередко, выполненные искусной мастерицей, шарики напоминают слиток золота с богатой поверхностью. С шапочки также свисают мелкие кисточки на шнурке. Из жесткого шнура изготавливают застежки.
Выполненная в разных техниках вышивка всегда объемно-пластическая, отличается монументальностью форм и композиции, четкостью контуров, контрастностью. Возможно, в объемности и монументальности кроется связь золотого шитья с древней традицией украшения одежды золотыми пластинами с целью оберега носившего ее от злых духов.
Необходимо отметить еще одну этническую уникальность золотого шитья черкесов – в отличие от других этносов адыгские мастерицы нередко смешивали техники вышивки в одном изделии, и наиболее ярко это проявлялось в украшениях вееров.
Адыгский орнамент всегда отличался изяществом и лаконичностью, чувством меры в композиции, симметрией. И, несмотря на сходство с ногайским, осетинским, ингушским, его легко отличить по определенной особенности — элементы золотой вышивки располагаются на темном большом поле костюма (в национальных костюмах практически не встречались яркие и пестрые ткани), не занятом иными элементами (преобладание фона над орнаментом). Искусство вышивки посредством орнамента продолжило национальные традиции адыгов, которые вырабатывались при оформлении бытовых изделий из керамики, металла, обогащая их композициями и мотивами в рамках золотого шитья.
Женщины брали изображения непосредственно из реальной жизни. С учетом техники золотого шитья рисунок становился схематичным.
При изучении изделий с золотой вышивкой становится очевидным, что крест, круг и ромб являются базовой основой всех орнаментов.
Построение орнамента зависит от расположения на костюме: на поле располагаются меандр, бордюры, солярные или геометрические знаки, отдельные растительные элементы; на угле подола чаще всего располагались треугольники вершиной в угол, по верху которого шел орнамент побега или стилизованных рогов животных; на нарукавных подвесках располагался симметричный орнамент (по центру — ромб, от углов ромба – побеги и дополнительные линии) и т.д.
Все элементы орнамента в древности были связаны с культовыми обрядами адыгов, а каждый знак несет символическое значение. Именно поэтому мастерицы как в древности, так и на современном этапе подходят к выбору орнамента с осторожностью, так как золотая вышивка может быть использована и на обрядовых предметах.
Золотошвейный комплекс адыгов отличался сложностью, разнообразием составляющих, высоким художественным уровнем и богатством деталей. Золотошвейное искусство черкесов (адыгов) настолько уникально, что спрос на изделия адыгских золотошвеек устойчиво сохранялся на протяжении многих веков.
В определенные исторические периоды золотое шитье приходило в упадок, однако, при устранении политических и социальных проблем, получало импульс дальнейшего развития. В последние десятилетия золотошвейное искусство возродилось уже на профессиональном уровне.
В Национальном музее КБР работает Джульетта Шетова, которая вместе со своей сестрой Маринеттой Дагировой стояли у истоков возрождения золотной вышивки в нашей республике, являются народными мастерами РФ и уже много лет обучают этому ремеслу молодое поколение.